Имя Николая
Константиновича Рериха относится к плеяде выдающихся деятелей
русской и мировой культуры. Талант Рериха был универсальным:
художник, писатель, ученый, путешественник, крупный общественный
деятель. Он обладал редким даром оценивать сложнейшие социальные
явления в широком планетарном аспекте. Его глубоко волновали
многие проблемы века - войны, безработица, упадок культуры и
нравственности во многих странах. Он остро чувствовал кризис,
в который вступал старый мир, и видел свое призвание, в борьбе
за преобразование жизни на Земле.
Рерих свято верил в огромную силу культуры и искусства, в возможность
этими средствами существенно влиять на ход мировой истории.
И он возложил на себя великую миссию - глобальное исследование
и моделирование многих проблем, касающихся эволюции человечества,
международного сотрудничества в области науки и искусства, а
также борьбы за мир. Рерих был истинным подвижником. Огромная
воля, страстное желание принести свои знания и талант на алтарь
мировой цивилизации отличают весь его жизненный путь. В наше
время, когда не прекращаются войны и вооруженные столкновения
в разных регионах, когда над человечеством нависла угроза экологических
катастроф, а также деградации духовной культуры, тревоги Рериха
о судьбах землян, поиски им путей к оздоровлению жизни на нашей
планете становятся особенно актуальными.
Николай Константинович с прозрением гения думал не только о
современном мире. Он постоянно устремлял свои взоры к грядущим
поколениям и прогнозировал будущее. Многие его предвидения стали
реальными в наши дни. Многие еще ждут своих сроков и проверки
жизнью.
По колоссальному охвату самых разнообразных проблем, начиная
от вопросов повседневной жизни на земле до неразгаданных тайн
мироздания, по глубине и синтезу различных знаний наследие Рериха
- явление исключительное в истории культуры XX века. О Николае
Константиновиче Рерихе писали В. Стасов, И. Грабарь, К. Юон,
Александр Бенуа, Леонид Андреев, С. Эрнст, а также Джавахарлал
Неру, Рабиндранат Тагор, С. Радхакришнан, А. Халдар, Б. Конлан
и многие другие художники, писатели, ученые, общественные деятели.
Не впадая в преувеличение, можно говорить о наличии "рерихиады",
содержащей разнообразный материал о жизни и творчестве этого
замечательного художника. Однако из-за тех или иных, подчас
тенденциозно истолкованных биографических сведений вокруг имени
русского художника накопилось много сенсационных вымыслов. Быть
может, объясняется это отчасти тем, что разносторонняя деятельность
Николая Константиновича протекала в десятках стран, его огромное
художественное наследие, насчитывающее около семи тысяч произведений,
разбросано по всему свету, а большая часть архивных материалов
не обнародована. Авторы отводят на страницах предлагаемой книги
одно из главных мест тем материалам, которые позволили бы читателю
встретиться с Рерихом-человеком и деятелем культуры, а не с
субъективными оценками, сопровождающими его действительно феноменальную
личность.
В своих воспоминаниях Николай Константинович писал, как однажды
в Агре старичок индус разложил на пестром ковре различные фигурки
людей и
животных и стал наигрывать задушевную мелодию. Под ее пленительные
звуки воины, раджи, баядерки, а также слоны и тигры исполняли
фантастические, замысловатые танцы. Вдруг один из зрителей,
радетель ортодоксальных истин, самодовольно сказал во всеуслышание:
"Я знаю, как вы это делаете. Ведь у вас под каждой фигуркой
протянуты нити, которые вы и шевелите играя". Далее Рерих
продолжает: "Конечно, было совершенно явно, что фигурки
могли шевелиться только по проводам, невидимым на пестром ковре.
В этом никто не сомневался... Но очарование было нарушено".
Отбросим прагматизм злополучного "любителя истины".
Каждый подлинный творец имеет право на свою долю "несказуемого".
И за этой долей "несказуемого", за "таинственными"
сюжетами полотен также тянутся реальные нити, ведущие к человеку,
испытавшему горечь тяжелых утрат и счастье больших побед.
В этой книге нет вымышленных фактов. Все они почерпнуты из документов,
литературных произведений и эпистолярного наследия художника,
а также из воспоминаний о нем его сына Святослава Николаевича
Рериха и его ближайшего сотрудника - вице-президента музея Рериха
в Нью-Йорке Зинаиды Григорьевны Фосдик.
Авторам книги больше всего хотелось, чтобы это жизнеописание
Николая Константиновича Рериха не расходилось с его словами:
"...жизнь всегда ярка. Лучше, чем сама жизнь, все равно
не выдумать".
Из предисловия
к книге Беликова П.Ф., Князевой В.П.
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ