"Имейте
в себе соль и мир имейте между собою".
"О
мире всего мира". Не будет ли это моление одной из величайших
утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность
продолжают повторять эти священные слова как возможную действительность.
Если прислушаться к голосу поверхностной очевидности, то ведь и
все заповеди окажутся неисполнимой утопией. Где же оно - "Не
убий", где же оно - "Не укради", где же оно - "Не
прелюбы сотвори", где же оно - "Не послушествуй на ближняго
своего свидетельство ложно", где же исполнение и всех прочих
простых и ясно звучащих Заветов Бытия? Может быть, какие-то умники
скажут: "К чему и твердить эти указы, если они все равно не
исполняются?"
Каждому из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и
предостережения против утопий. От детства и юношества приходилось
слышать житейские советы, чтобы не увлекаться "пустым идеализмом",
а быть ближе к "практической жизни". Некоторые молодые
сердца не соглашались на ту "практическую жизнь", к которой
их уговаривали "житейские мудрецы". Некоторым юношам сердце
их подсказывало, что путь идеализма, против которого их остерегали
старшие, есть наиболее жизненный и заповеданный. На этой почве идеализма
и "житейской мудрости" произошло множество семейных трагедий.
Кто знает, в основе чего легли многие самоубийства - эти самые неразумные
разрешения жизненных проблем. Ведь "житейские мудрецы"
не остерегли вовремя молодежь от страшного заблуждения, приводившего
даже к самоубийству. Когда же эти постепенно обреченные молодые
люди спрашивали старших, будут ли в предполагаемой практической
жизни исполняться Заповеди, старшие иногда махали рукой, кощунственно
шепча - "все простится". И возникало между этим "все
простится" и Заповедями жизни какое-то неразрешимое противоречие.
"Житейские мудрецы" готовы были обещать все, что угодно,
лишь бы остеречь молодежь от идеализма. Когда же юношество погружалось
в условную механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали
руками. Но спрашивается, кто же повел молодежь на кулачный бой,
на скачки, на развратные фильмы? Не сами ли "житейские мудрецы",
со вздохом повторяя - "не обманешь - не продашь", усердно
создавали разлагающие условия жизни? Когда-то говорилось: "Сегодня
маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра
- большой подлец".
Именно так, в самых маленьких компромиссах против светлого идеализма
загрязнялось воображение и сознание. темнота сознания начинала шептать
о неприложимости в жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала
уверять в ночной темноте, что мир всего мира есть чистейшая утопия.
Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность,
но именно как приказный призыв о возможной действительности. Великий
ум знал, что мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий
спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли
путников. На разных языках, в разных концах земли повторяется и
будет повторяться это священное моление. Неисповедимы пути, не людям
предрешать, как, где и когда осуществится идеализм. Действительно,
пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели
поведут и все проявления того идеализма, так часто гонимого житейской
премудростью. Также будет день, когда так называемый идеализм будет
понят не только как нечто самое практичное, но и как единственный
путь в решении прочих житейских проблем. Тот же идеализм породит
и стремление к честному неограниченному знанию как одному из самых
спасительных решений. Идеализм рассеет и суеверия и предрассудки,
которые так убийственно омертвляют жизненные стремления человечества.
Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и предрассудков, то
обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти ехидны
и до сих пор проживают даже среди мнящего себя просвещенным человечества.
Но поверх всех смут Ангелы поют о мире и благоволении. Никакие пушки,
никакие взрывы не заглушат этих небесных хоров. И несмотря на все
"житейские" ложно-мудрости, идеализм как учение блага
все же останется самым быстро достигающим и самым обновляющим в
жизни. Сказано: "Порождения ехиднины! Как вы можете говорить
доброе, будучи злы?". Именно злосердечие будет нашептывать
о том, что всякое благоволение не действительно и не своевременно.
Но будем твердо знать, что даже мир всего мира не есть отвлеченность,
но зависит лишь от доброжелательства и благоволения человечества.
Потому всякое увещание по сохранению всего самого высокого и самом
лучшего именно своевременно и облегчает пути кратчайшие.
Пусть благие символы, пусть самые благожелательные Знамена развеваются
над всем, чем жив дух человеческий.
"Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение".
25 декабря
1934 г.
Пекин
|