Картины Н.К. Рериха
Ойрот - вестник Белого Бурхана
ОЙРОТ - ВЕСТНИК БЕЛОГО БУРХАНА
"Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников - финно-тюркский род, затерянный в алтайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя - Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. И еще чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.
В 1904 г. молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам благословенный Ойрот и сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и что придет сам Бурхан. Дал благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигает на Земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила им эти указания благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостливому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие. Одна звучит так: Вы, живущие за белыми облаками - за синими небесами - Три Курбустана! Ты, носящий четыре косы - Белый Бурхан! Ты, Владыка Алтая - Белый Бурхан! Ты, населяющий вокруг себя народы, в золоте и серебре, Белый Бурхан! Ты, сияющий днем! Ты - солнца Бурхан! Ты, сияющий ночью! Ты, месяц, Бурхан! Пусть зов мой запишется в священную книгу Садур!
Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли её. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на белом коне появляется в горах Алтая и растет вера в Белого Бурхана. В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдет последняя битва людей и что из-за далекой Белой горы сияет уже свет Белого Бурхана. И при этих словах головы собеседников оборачиваются на юг от Алтая туда, где далеко вздымаются высочайшие горы, сверкающие в снежном уборе. Такое случилось среди ойротов в алтайских горах." (Н.К.Рерих. Сердце Азии, с.76)
..."разве это не горные кручи Алтая виднеются там, где яркая синева озера и Неба чётко разрывалась ослепительной белизной ледников? Вглядываясь в ту сторону Н.Рерих думал: не видит ли он уже высочайшую из вершин Алтайской горной страны Белуху? Мечта побывать в окрестностях её захватили его еще во время пребывания в Ладаке, когда в тысячах км от Алтая вдруг посчастливелось записать культовую песнь, обращенную к Белухе и светилам, причудливо сплетенную с призывами к Белому Бурхану, Будде, с мольбой о приходе Его на Алтай, о плодородии тамошних земель, о наступлении века общего блага.
От вершин Херема летели на Север к священной горе слова от страждущих отклика богов. Тогда же под впечатлением услышанного Н.К.Рерих задумал написать картину "Ойрот -вестник Белого Бурхана - поверие Алтая". И вот теперь достижение подножия Белухи становится реальностью. Лама тоже согласен, что там, на юго-востоке, где серебрится снегами хребет, находится священная гора Саур. А затем вещает: "С вершины её в ясные дни видны горы священной страны. Под горою засыпан песком город Аюши-Хане. Можно видеть и стены, и храм, и субурганы." Как же можно было не стремиться к Белухе? Алтай в этом процессе единения играл, видимо, исключительную роль. Отсюда, с юго-востока, теснимые ледниками и песками, народы, объединившись в "лавины", хлынули на Запад, "чтобы наполнить и переродить Европу." Поэтому Алтай при обращении к временам доисторическим, а также историческим, представляет собой невскрытую сокровищницу". Он для Н.К.Рериха был одним из важных пунктов в переселении народов". (Рерих и Сибирь, Новосибирск, 1993, с. 69) (Аюши-хан - царь ойротов, при котором в начале 17 века часть ойротов откочевала из Джунгарии к нижнему течению Волги, где они стали именоваться калмыками). (Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи, с.335)