Картины Н.К. Рериха
Святой Франциск
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ
Это самый почитаемый итальянский святой, который жил с 1182 по 1226 гг. "Кто вдохновил и наполнил высокими мыслями множество знаменитых деятелей Италии? При чьей молитве сияла над монастырём заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Всё тот же самый, бессмертный и светоносный в существе своего духа, Святой Франциск. Истинное прибежище зверям и птицам. (На картине Франциск изображен в беседе с птицами). На Его руке птицы чуяли полную безопасность. В чём же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? Конечно, в своём высшем духовозношении Он приближался к Высшему. В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы. Он никогда не осуждал. В своём победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость. Каждый труженик, после достаточных испытаний, неизбежно приходит к сознанию того, как мёртвенно отрицание и осуждение и как творяще и созидательно каждое понимание. Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц... Никакая толпа, никакой народ не будет разрушать память Святого Франциска, ибо Он был выразителем сущности страны. Что бы ни случилось, куда бы не повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым." (Н.К.Рерих. Держава Света)
Во мгле и
холоде зимы горят огнем Твои
зарницы; И хочешь Ты, чтоб были мы перед восходом среди тьмы - Как Солнца луч и песня птицы. Н.Спирина |
Молитва Франциска Ассизского:
О, Господи! Сделай меня орудием Твоего мира.
Чтобы я там любовь проявлял, где меня ненавидят,
Чтобы я прощал, где меня обижают,
Чтобы я соединял, где есть ссора.
Чтобы я правду говорил, где господствует заблуждение,
Чтобы я веру приносил, где давит сомнение,
Чтобы я Свет зажигал, где царствует тьма,
Чтобы я радость давал, где живет печаль.
О, Господи, не дай мне стремление к тому, чтобы я был утешен, но чтобы я утешал;
чтобы ни я был понят, но чтобы я понимал;
чтобы ни я был любим, но чтобы я любил.
Ведь, кто даёт, тот и получает. Кто сам забывает, тот и находит;
кто прощает, тот и сам будет прощен;
кто сам в себе умирает, тот и пробуждается для жизни.
И если мы в Тебе умираем, - мы входим в вечную жизнь.
АМИНЬ!
"Однажды, в холодный вечер, по дороге из Перуджи шли брат Леоне и Св.Франциск. Брат Леоне шел первым, Святой - позади. Их хлестали первые северные ветра, рясы их были изорваны, а от усталости и голода стужу совсем уже нельзя было перенести. Среди таких лишений лачуги у Санта-Мария казались королевскими покоями, и странникам придавали сил мысли о других братьях, которые ждали их, оберегали для них лучшие куски от ужина, сохраняли дрова, чтобы разжечь к их возвращению очаг.
"Брат Леоне,- сказал Франциск,- напиши, что есть совершенная радость". Обычно он говорил "напиши", т.к. брат Леоне был его секретарем, но в ту минуту сказал так, потому что диктовал очень важную мысль, которая была частью его учения: "Хотя во всех землях братья являют собою пример истинной святости и добродетели, напиши и особенно подчеркни, что не в этом совершенная радость". Они продолжали путь в молчании, и вновь заговорил Св.Франциск: "Брат Леоне, даже если меньший брат получает от Бога такую благодать, как способность исцелять больных и совершать множество чудес, даже умеет воскрешать мертвых на 4й день после смерти, напиши, что не в этом совершенная радость". Некоторое время они молчали, затем Св.Франциск еще громче заговорил: "Брат Леоне, меньший брат знает все языки, все науки и писания, и угадывает и открывает нам будущее и тайны сознания человеческого, напиши, что не в этом совершенная радость". Они помолчали. Брат Леоне стал забывать о холоде, погрузившись в размышления о словах учителя, и спрашивал себя, где же тогда искать совершенную радость, а Св.Франциск сказал еще громче: "О брат Леоне, даже если меньший брат умеет так хорошо проповедовать, что от проповеди его все неверные обратятся в веру Христову, напиши, что не в этом совершенная радость. Если прибудет гонец и объявит, что все парижские наставники стали членами Ордена, напиши: не совершенная эта радость. Даже если из-за Альп придут все прелаты и архиепископы, а сам король Франции и король Англии войдут в Орден, напиши: не та это радость." Выслушав мысли Святого, брат Леоне не знал, что и подумать, и спросил: "Отец, именем Божьим прошу тебя, скажи, в чём совершенная радость?" Тогда Франциск объяснил: "Я приду в Санта-Мария вымокший, замерзший, голодный, в грязи; ледышки налипли на край моей рясы, в кровь изрезали мои ноги; и вот я буду долго стучаться в дверь и звать привратника. Тогда придет брат привратник и спросит: "Кто там?" - и я отвечу: "Брат Франциск", а он ответит: "Уходи, сейчас не время для странствий, ты не войдёшь сюда". Но я стану стучать, а он в ярости выбежит наружу, вытолкает меня, осыпая бранью, с такими словами: "Уходи, ты прост и слаб умом, и не приходи к нам! Сейчас мы многочисленны и одарены многими способностями и не нуждаемся мы в тебе", а я всё это вынесу и почувствую любовь к нему в своём сердце и веселость в душе. Брат Леоне, напиши, что в этом - совершенная радость". Безмолвно стоял брат Леоне и уже не чувствовал ни голода, ни холода, ни усталости, но одно лишь изумление. Франциск заговорил вновь. "А то если затем, измученный голодом, застигнутый ночью, я всё буду настаивать: "Ради Бога, приюти меня хоть на эту ночь!" - и он ответит мне: "Ступай в приют Крочифери", и выйдет, держа в руках дубинку и, схватив меня за капюшон, бросит на землю, изваляет в снегу, перебьёт мне все суставы, а я терпеливо и с радостью снесу всё это, думая о страданиях Христа, напиши, брат Леоне, что это и есть радость совершенная. А теперь выслушай главное. Изо всех божественных даров наилучший - способность побеждать самого себя и добровольно с любовью к Христу идти на страдания, переносить проклятия, бесчестия, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можем прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш." (Подвижники. Самара, 1992)
Презрев
богатство, в бедность он ушел,
Оставив всё, он стал самим
собой; Освободившись от страстей и зол, Поднялся он над пропастью земной. В цепях в плену от радости он пел, Что пленником являлось только тело, А он свободен: духу нет предела, и сам он избирает свой удел. В любви к Христу не ведая преграды, познал Франциск слиянья благодать: Почел за счастья страшные стигматы страстей Христовых на себя принять. Он утверждал вселенское родство Создателя и созданного мира; Ему был братом человек и волк и сестрами былинки и светила. Всех призывал он восхвалять Творца, больших и малых: "Пой, кузнечик, пой!" И с ними в гимне воспевал Отца И вел их в рай нехоженой тропой. И всё внимало пламенным речам о том, что изначала суждено Вернуться на к Началу всех Начал, В любви вселенской слиться с Ним в одно. И сердце отдыхало от тревог, и духа наступало торжество; И братья-звери ластились у ног, и сестры-птицы слушали его. |