Картины Н.К. Рериха
Настасья Микулична
НАСТАСЬЯ МИКУЛИЧНА
Изображена русская богатырша Настасья Микулична. В былине рассказывается, что она настолько сильна и могуча, что, когда Добрыня хотел побороться с ней и ударил её по голове, то она даже не почувствовала. Удивился тогда Добрыня: "Неужели растерял я всю свою прежнюю силу?" Ударил в крепкий дуб - раскололся дуб на щепки. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: "А я думала, меня комарики покусывают, а это богатырь дерется."
Взяла Настасья Добрыню за русые кудри, подняла одной рукой, спрятала вместе с конем в карман и едет себе дальше. Взмолился тут конь богатырши: "Не могу тебя больше возить с богатырём, да еще коня богатырского!" Вынула она Добрыню из кармана и говорит: "А вот я посмотрю на богатыря, как он мне понравится: если стар да нехорош, так голову ему отрублю, а если молодой да пригожий - так замуж за него пойду." И понравился Добрыня Настасье Микуличне. Поехали они вместе в Киев к князу - Солнышку, сыграли весёлую свадебку.
Эта картина - одно из замечательных полотен художника. Его надо смотреть издалека, и тогда красоты оживают и начинают сиять и светиться. И кажется, что это не просто картина, а великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь оно написано в 1943г., когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей стране и война была в самом разгаре. И в это трудное время Рерих уже предвидел победу над врагом. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи нашей великой Родины.
Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою является Россия, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир и в длане её - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира.
Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твёрдо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и её ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несёт Миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены миллионы людей во всех уголках планеты, ибо духовный свет Родины зальёт весь мир.
Конь поднимается на возвышенность, он еще на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Россия предстанет, вновь объединенная, во всей своей непобедимой мощи единения, утверждая мир и счастье для всех народов Земли, и полную, окончательную победу Нового Мира над старым. Таким образом, былинному образу художник придал глубочайшее духовное значение - русский дух, русское богатырство едины с Великим Женским Началом. И Женщина, вдохновляющая на подвиг, Ведущая, спасёт Россию и весь Мир. В Живой Этике сказано: "Приходит время, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое пребывает в небывалой еще опасности."