Картины Н.К. Рериха
Три радости
ТРИ РАДОСТИ
"Радость - особая мудрость. Человек имеет высший дар познать радость", - писала Е.И.Рерих, - Высокое чело дано, чтобы увидеть высшее. От Дальних Миров до малого цветка всё предлагает людям радость".
В своей картине Н.К.Рерих предлагает нам три радости. Сам художник так объясняет ее содержание:"Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает".
На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли.
Художник сам был великим тружеником: "Все от мала до велика одинаково труженики и трудятся не за страх, а за совесть, или, вернее, за радость. Ведь если кто-то не познал эту радость, значит, он еще не подумал о том, что есть просвещение во всех областях, на всех полях, во всех возможностях".
Святой Егорий, согласно русским духовным стихам, сын Софии Премудрости, царствующей на Святой Руси. Облик его наделен сказочными чертами: голова жемчужная, часть звезды". Ему подчиняются волки и змеи. Просидев 30 лет в заточении, в подземной темнице, он выходит на свет для утверждения на земле христианства. В "Тайной Доктрине" говорится: "Из всех семи великих подразделений Дхиан-Коганов или ДЭН, нет другого, имеющего большего касания о человечестве, чем Кумары. Одно из выдающихся мест должно быть предоставлено Архангелу Михаилу, Великому Покровителю западных и восточных церквей, под его двойным именем Святого Михаила и его предполагаемого подобия на Земле - Святого Георгия, побеждающего дракона".
Святой Николай - заступник от бед и несчастий. У Н.К.Рериха всегда при себе была икона Святого Николая.
Святой Илья - Илья Пророк - грозный, суровый, карающий, но и мудрый и исцеляющий, распорядитель сил природы. Ему подчиняются дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Илья Пророк - озаренный Богом провозвестник.
Так, через образы Святых Рерих направляет людей на принятие через Святого Егория Высших Божественных знаний для претворения на Земле, на бесстрастное отношение ко всем тяготам и трудам, подобно Святому Николаю,
чтобы в итоге предстать перед Ильей Пророком в виде полновестного зерна.
Удивительна по содержанию и композиции эта картина. Поскольку содержание относится к народному фольклору, то и соответствующее выражение этой темы. Это не просто крестьянская изба, а сказочный, почти Берендеевский дворец из "Снегурочки". Справа виден скворечник, который в точности повторяет терем. Терем с особой крутой лесенкой и опорным резным столбом. Терем изображен так, как будто мы видим его снизу, то есть он большой и высокий, в то время как простирающийся за ним пейзаж мы видим как будто сверху, потому та необозримы многочисленные и далекие холмы и луга. Получается, что передний и дальний планы даны с разных точек зрений. Такой прием свойствен русской иконописи и Н.К.Рерих часто использует его в своих картинах.
Используемые художником методы и приемы создают эпический настрой картины и большое обобщение, то есть показывают, что всё это было характерно для всего народа и испокон века - такая радость, что в повседневных крестьянских трудах помогают Великие Святые и Угодники. И опять
Н.К.Рерих нашел очень выразительный способ отразить народную душу в этих представлениях, которые говорят о связи народа с Высшими Силами, о том, что народ знает и радуется об этом Присутствии.