Картины Н.К. Рериха
Небесный бой
НЕБЕСНЫЙ БОЙ
На всех картинах Рериха небо и облака занимают особое место, полное глубокого символизма. В статье "Небесное зодчество" он пишет: "От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы - чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных... Картины "Небесный бой", "Веление неба" и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты".
"Глубоко реалистический подход к изображаемому - основная черта творчества Рериха, в котором соединилась яркая самобытность с научной достоверностью. Не удивительно поэтому, что его картина "Небесный бой" использовалась для иллюстрации сугубо научной статьи в одном из ежегодников "Наука и человечество", в которой речь идет о гидродинамике и прогнозе погоды". (М., "Знание", 1964).
Что же могло породить такой "небесный бой?" Конечно, только злоба, отрицание, самость и прочие негативные качества людей, которые нарушают равновесие не только в самом человеке, но и во всей природе. Неуравновесие человека вызывает расстройство стихийи всевозможные стихийные бедствия. И хотя сильны еще темные массы облаков, но огненные образования уже вытесняют их. Людям придется ответить за свои порождения.
На картине "Небесный бой" менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: "Пусть присутствуют незримо"... Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Свайный посёлок, изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий.