Картины Н.К. Рериха
Клад захороненный
КЛАД ЗАХОРОНЕННЫЙ
Смысл картины частично отражает стихотворение О.Ауновской:
Горы, словно дозорные, встали, нерушим величавый гранит.
Отражаются в озере скалы, гладь воды лёгкий чёлн бороздит.
Заходящее щедро светило - алый плат облакам поднесло.
Возле камня ладейка застыла, и гребец убирает весло.
Приподнял он сосуд над водою,- в нём сокровище заключено,
И взмахнул сокрушенно рукою, и сосуд опустился на дно.
- Не оценят тебя еще люди, добрый дар обращая во зло...
Верю, боги меня не осудят, - и налёг он опять на весло.
В бесконечность слагаются годы, как дозорные, горы стоят.
Где-то в этих таинственных водах ждет людей захороненный клад.
Святослав Рерих, сын художника, писал: "Когда я думаю о своём отце, меня переполняет невыразимое чувство уважения и любви к нему за всё то, что он дал и без конца продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его действия. Всё человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем совершенствования, и жизнь для него была великими вратами в Будущее. Его прекрасная картина "Клад захороненный" - это, возможно, огромный символ глубоких достижений и необыкновенной жизни. Он во всём стремился к отображению прекрасного, и мысли его мастерски воплощены в живописи, в литературном творчестве и всей его деятельности".
Существует и такая трактовка смысла этого полотна: "Злая колдунья закрыла все подступы к скрытой правде жизни. Но звучит приказ - готовиться к битве. Священные огни укажут, куда идти в поиск за кладом. Люди ждут знака. Получив его, они выступят в путь и встретят великанов (в скандинавских мифах - демонов). Великаны будут повержены и победители клада восторжествуют.