Кукла - неживая (у Пушкина Дон Гуан критикует провинциальных красоток: «...в них жизни нет - все куклы восковые»), но может быть одухотворена человеком (отсюда, в частности, традиция использования куклы для магии, волхования и колдовства служителями зла) и потому притягивает его. 28 декабря 2000 - 26 января 2001 года в галерее ЕГУ прошла выставка авторских кукол. Старинное искусство сейчас переживает очередной всплеск популярности. Экспозиция знакомит с несколькими направлениями кукольного художества. Классическую европейскую традицию, связанную с придворной культурой, представили Елена и Николай Байрачные. Три пары кукол (кавалер-дама) представляют собой реконструкцию известного в Европе с XV века типа куклы-манекена для демонстрации мод. Во все концы Европы эпохи Просвещения мода приходила из Парижа в виде кукол-манекенов. Представленные в экспозиции французская, польская и испанская пары - как бы живая иллюстрация показательной для XVII века ситуации в мире моды: сохранилось, например, письмо, где королева польская просила испанского курьера привезти ей куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного. Работа Елены и Николая Байрачных - не только художественная, ремесленная в высоком смысле этого слова, но и научная, исследовательская, ее цель - точность реконструкции, соответствие историческим образцам.
Татьяна Бембель
О художниках:
Байрачный Николай Иванович
Родился в Баку 22.12.1950г.
Окончил БГТХИ в 1976 г. факультет ДПИ.
Член СХРБ с 1980г.
В выставочной деятельности участвует с 1975г.
Работает в области скульптуры, керамики, книжной графики.
Как художник-постановщик участвовал в постановке нескольких анимационных фильмов.
Байрачная Елена Кузьминична
Родилась в Южно-Сахалинске 11.03.1950г.
Окончила БПИ, архитектурный факультет в 1974г.
С 1974 по 1990г. работала архитектором в БелНИИП градостроительства.
Созданием авторских костюмных кукол занимается с 1991г.