К СОДЕРЖАНИЮ

Моисей

 

Великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в XIII- XII вв. до Р.Х. во времена царствования Рамзеса II. Своё имя (по-еврейски - Моше) он получил от спасшей его египетской принцессы, оно означает “спасённый из воды”. Имя это соответствует библейскому повествованию, говорящему о том, что ребёнок, родившийся у Авраама и Иохаведы, был спрятан матерью, т.к. по приказу фараона все еврейские младенцы мужского пола топились в Ниле, а затем был положен в осмолённую корзину и опущен в камыши Нила. Здесь его и нашла пришедшая купаться дочь фараона. Она взяла ребёнка к себе и воспитала его, как своего собственного. Моисей получил блестящее образование, он был посвящён “во всю мудрость египетскую”, т.е. во все таинства религиозного и политического миросозерцания Египта. Будучи жрецом Озириса и, выполняя должность священного писца, Моисей был послан фараоном в долину Гесем для проверки ведущихся там работ по строительству крепостей.

Еврейский народ, живший в те времена в долине Гесем, был данником Египта и подвергался рабскому унижению на тяжёлых общественных работах. Ненависть египтян к евреям усугублялась непокорным нравом этого кочевого народа, отрицанием египетских богов и поклонением своему единому Богу. Однажды Моисей увидел, как египетский надсмотрщик жестоко избивал еврея, и в порыве благородного гнева, он бросился на обидчика и убил его. Вынужденный спасаться от гнева фараона, Моисей бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущелий и долин нашёл убежище в древнем святилище Озириса у жреца Иофора. Эфиоп Иофор был большим мудрецом и защитником свободолюбивых и непокорных кочевых обитателей пустыни. Он был хранителем древнейшей религии чёрной расы и поклонялся Богу под именем Элохима. Здесь, в святилище, Моисей прошёл ещё ряд испытаний, искупая совершённый им грех. Женившись на дочери Иофора Сипфоре, он остался около мудреца много лет, изучая древние рукописи, хранившиеся в храме. Здесь же Моисей написал Книгу Начал, послужившую началом  знаменитого “Пятикнижья”.

Нам трудно сейчас восстановить тот истинный глубочайший смысл, положенный Моисеем в основание этой книги. Ведь по словам Гераклита, египетские жрецы владели тремя языками: говорящим, обозначающим и скрывающим (иначе -  простым, символическим и иероглифическим), и, наверняка, сын египетских храмов писал свой труд именно на священном языке, понять который невозможно не зная ключа. Ключи же от тайны потеряны при многочисленных переводах священной книги и всё что осталось от неё в “Ветхом завете” - это лишь внешняя оболочка некогда хранившейся в ней великой Истины. Несомненно одно, что Моисей, постигший высоты египетской науки, признававшей незыблемость законов вселенной, развитие миров путём постепенной эволюции, обладавшей знанием невидимых миров и человеческой души, вложил все эти знания в свой труд.

40 лет странствовал израильский народ под предводительством Моисея по пустыне. Это были годы тяжёлых испытаний для народа и для самого пророка. Здесь были и спасительная “манна небесная”, и чудесный родник, забивший из скалы от удара Моисеева жезла, Был и бунт народа, требовавшего зримого и вещественного “бога, который бы шёл перед нами”, и поклонение золотому тельцу, и грозные расправы Моисея с вероотступниками. Когда же Моисею исполнилось 120 лет, ему было возвещено, что странствиям пришёл конец, израильский народ достиг границ “земли обетованной”. Однако самому пророку не суждено было перейти Иордан и ступить на эту землю. Увенчание дела своей жизни Моисей должен был передать другому - Иисусу Навину, своему верному ученику и приемнику. Это была кара за высокомерие.

Он умер на границе земли обетованной, в которую ему не суждено было войти.

Моисеево законодательство и особенно знаменитое “Десятисловие” легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

 

Источники:

1. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. 2. Мифологический словарь. 3. Э.Шюре. Пер. с франц. Е.Писаревой. “Великие Посвященные”.

 

Учение:

Ссылки в Internet

 

иографические материалы подготовлены Еленой Юрьевной Зазнобиной.