Картины Н.К. Рериха

<<  >>

Моисей-водитель

 

 

МОИСЕЙ ВОДИТЕЛЬ

Эта картина входит в серию "Знамёна (или Учителя) Востока", которую художник начал писать с 1925 г. На вершинах гор (на горе Синай) стоит Моисей, окруженный сиянием, протянувший руки к Высшему, Небесному Свету. Он изображен как Великий Посвященный, ученик египетских жрецов, с Огненным сиянием над головой. Он вознес руки к Небу с молитвой ко Всевышнему за всё погрязшее во тьме человечество. Тут на вершине, Он обращается к Учителю и получает от Него Указы.

"Моисей был, воистину, великим вождем, он явился создателем народа израильского, но не идеи Единобожия, которая существовала от древнейших времен. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в единство Космоса, единство в многообразии. И эту идею единства он утвердил в виде Единоначалия, именно, в массах закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Моисей был евреем. И все измышления о его египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто психологической точки зрения оно не выдерживает никакой критики. Весь ход, всё развитие Моисеевой Эпопеи решительно противоречит этому измышлению.

Моисей был вождём и законодателем, и на нём лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находящегося в полном рабстве и, в силу этого, усвоившего многие отрицательные черты, и заложить в нём основы порядка, государственности и строительства. Все намёки на жестокость и мстительность установленных им законов несостоятельны. Ибо, просматривая их непредубеждённым умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов, жестокости, самых страшных преступлений и растлений, говорить о жестокости законов Моисея. Кроме того, назовёте ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, мстительностью, жестокостью, непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа немало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей - одно понятие.

Представим себе положение, в котором бы очутился Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его Заданием? На его обязанности вождя и земного законодателя лежала защита вверившегося ему народа и ограждение нарождающегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства". (Е.И.Рерих. Письма. Минск, 1992, с.190)

<<  >>

назад