Картины Н.К. Рериха

<<  >>

Гонец. Восстал род на род.

 

 

 

 

ГОНЕЦ (ВОССТАЛ РОД НА РОД) (1897)

Эту картину Н.К.Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств. "Гонец" - первая картина из серии "Славяне", написанная на сюжет древнерусской истории: гонец в ладье спешит к отдаленному поселению с важной вестью о том, что восстал род на род.

Картина уносит воображение в древние времена. Тему художник нашел в "Повести пламенных лет" - первой русской летописи, составленной в 12 веке монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором. На этом полотне Рерих вводит нас в прошлое. Темно-зеленоватая река - река жизни, охваченная послезакатным вечерним сырым воздухом. Река - единственная дорога. НА фоне сурового неба - груда каких-то построек, примитивных по форме, какая-то крепость, "городище, который еще с трудом создает туго двигающийся человеческий разум-расчет. И тут же на частоколе, на тыне - примитивы человеческого и животного мира - черепа, костяки. Это схема основ жизни, ее суровая геометрия. Вот и люди тех веков - настороженные фигуры, меч при бедре. Они скользят в ботике, выдолбленном из дерева, в примитиве человеческого речного делания. На картине точные археографические детали нанизаны на нить самой подлинной жизни.

Первая картина - и первый крупный успех. Она стала настоящей сенсацией, поражала, поражала точностью психологического видения времени, тревожным напряжением красок. Картина не только составила имя начинающему художнику, но и стала явлением в русской живописи тех лет. Пейзаж в ней может быть сопоставлен с "настроениями", которые в ту пору увлекали Левитана, Серова и других художников. Вместе с тем, здесь уже слышалась и властная поступь Новой Эпохи.

Н.К.Рерих стремился прежде всего передать целостное представление об Эпохе, определенное историческое настроение.

Картина невелика, в ней нет известного исторического факта. Но это историческое произведение, посвященное отдаленной эпохе. Художник повествует о жизни древних славян, об их тревожных буднях. В совокупности элементов разных жанров - бытового и пейзажного - Рерих передает дух прошлого. Этим он утвердил новую разновидность исторических композиций.

Картина привлекала всеобщее внимание, ей дали очень высокую оценку. За эту картину Рериху было присвоено звание художника. Всю задуманную серию "Славяне" хотел приобрести П.Третьяков, но не успел, и картины после смерти Третьякова разошлись по разным местам.

Много отзывов слышал Рерих. Восхищались неожиданным свечением красок, молодого художника объявляли родоначальником исторического пейзажа. Тогда же Н.К.Рерих вместе с Римским-Корсаковым и скульптором Гинсбургом поехал к Толстому Л.Н.  Рерих привез фотокопию "Гонца".  Как и предполагал Стасов, который и направил художника к великому писателю, Толстой увидел то, что не усмотрели другие. Он действительно понял, с какой вестью спешит гонец. Лев Николаевич сказал: "Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет".

Эти слова уйдут в самую глубину сердца художника. Спустя много лет, когда Рерих будет всемирно известным художником, они воскреснут в его письме к начинающему живописцу: "Будьте проще и любите природу. Проще, проще. Вы творите не потому, что нужда заставила. Пойте, как вольная птица, не можете не петь. Помните, жаворонок над полями весною! Звенит в высоте! Рулите выше!"

<<  >>

назад